К счастью, ЕГЭ по
литературе проводится уже не первый год, и можно (даже нужно!) пользоваться
опытом тех, кто сдавал в предыдущих потоках. Это касается, в первую очередь,
типичных ошибок, которые абитуриенты допускают во время написания сочинения.
Мне довелось проверить множество сочинений ЕГЭ по литературе и могу сказать
одно: ошибки редко бывают оригинальными, они постоянно повторяются, переходят
из одного сочинения в другое. Итак, самые распространенные из них:
1) Грамматические ошибки
Занимают первое место в списке. Как ни смешно, большую часть
баллов абитуриенты теряют не из-за незнания литературы или какой-то теории, а
из-за неумения владеть русской письменной речью. Самое печальное, что такие
ошибки наиболее трудно поддаются корректировке. Тут нет определенного правила –
почему так звучит «красиво», а так неграмотно, нужно просто иметь чутье.
Однако, если вы победите эти ошибки в своих сочинениях, то ваша работа будет
сильно выделяться в ряду других.
Есть очень долгий, но действенный способ борьбы с
грамматическими ошибками – чтение в больших количествах. Более быстрый –
внимательное перечитывание только что написанного текста, выявление ошибок. Как
показывает опыт, огромная часть грамматических ошибок делается учеником по
невнимательности и после внимательного прочтения он и сам видит, что это звучит
«некрасиво». Другой способ легче применять при наличии репетитора – сравнение
образцовых текстов и текстов с ошибками, переписывание своего «неправильного»
текста
2)Употребление разговорных и просторечных слов в сочинении
Школьникам бывает трудно переключиться с одного
стилистического языка на другой. В результате появляются различные перлы вроде
«Татьяна отшила Онегина» и т.д. Способ борьбы – опять же, внимательное
перечитывание.
3) Ошибки вследствие поверхностного понимания темы
Бывает такое, что ученик прочитал краткое содержание,
какую-то теорию по данному вопросу и способен написать какое-то количество слов
на указанную тему, однако глубинного понимания темы так и не пришло, и поэтому
возникают те ошибки, за которые баллы снимаются в первую очередь. Это
напоминает мне ситуацию, когда перед устным экзаменом по литературе читаешь
краткое содержание, но не знаешь полного. В результате ты можешь объяснить
содержание каким-то количеством предложений, однако как только зададут
дополнительный вопрос, сразу окажешься в тупике. Как с этим бороться? Стараться
читать разные источники по нужной теме и не заучивать фразы, а понимать суть. |