Общие требования к написанию сочинений

Полезная информация » Правила написания сочинений »

Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще всего делятся на несколько типов.


•     Сочинения на свободную тему.  Темы этих сочинений носят идейно-политический, публицистический характер или предполагают размышления над морально-этическими вопросами.


•     Литературоведческие сочинения. Их темой может быть раскрытие идейно-художественного содержания произведения, характеристика отдельного художественного образа, в частности сравнительная. Выделяются также сочинения-размышления и теоретико-литературные сочинения.


•     Сочинения на полусвободную тему. Темой этих сочинений могут быть крылатые высказывания, анализ авторского произведения, изучаемого по школьной программе (опера, спектакль, кинофильм, картина и т. п.). В то же время ученикам или же абитуриентам изредка предлагается написать сочинение о воображаемой дальнейшей судьбе героев литературного произведения.


•     Творческое сочинение. Сочинения такого рода чаще всего рекомендуются школьной программой. В них входят: зарисовка, этюд, статья, очерк или даже басня, новелла, рассказ. Следует отметить, что творческих сочинений на выпускных и вступительных экзаменах не бывает.


Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения:


♦ поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая — уровень грамотности ученика или абитуриента;


♦ мысли автора сочинения должны быть изложены в определенном порядке, хотя включать план сочинения в работу совсем необязательно;


♦ школьники должны продемонстрировать в сочинении умение логически мыслить, исследовать материал, а также умение самостоятельно делать выводы и показать индивидуальный подход к определенным проблемам;


♦ вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения; *


♦ объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукописного текста.


♦  раскрытие заданной темы предусматривает знание фабулы и сюжета произведения, понимание его символики и идеи, использование биографического материала.


По мнению школьных учителей и преподавателей вузов, основными недостатками выпускных и вступительных сочинений являются:


♦  недостаточное знание необходимых художественных текстов и литературно-критических работ, а также биографий писателей;


♦ неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учитывать тематические особенности произведения;


♦ неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической работы экзаменуемого. Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов. Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации);


♦    неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художественной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каждом сочинении.


Несколько рекомендаций


•    Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего.


•    Сочинение должно свидетельствовать о достаточно высоком уровне вашей эрудиции и умении высказывать и отстаивать свою точку зрения.


•   Не следует злоупотреблять цитатами. Наличие многочисленных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсутствии собственных мыслей по предложенной теме.


•   Взявшись за свободную или полусвободную тему, необходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма.


•   Объем сочинения установлен' правилами.  Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, — поставьте точку. Если же уже есть "перебор" объема, а тема еще полностью не раскрыта, — продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее скомканность.


•   Оживите свое сочинение, включите воображение, разнообразьте интонацию, покажите умение неординарно сопоставлять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение.

Просмотров: 6795
Количество оценок: 14
Средняя оценка: 1.5
Сумма оценок: 20
Оцените:
  -2 -1 0 1 2  




 

18.02.2019
Появились статьи по заданиям 9 и 16 в ЕГЭ по литературе

9.10.2014
"Молчалины блаженствуют на свете" в разделе "Горе от ума"

2.04.2014
Добавлено сочинение с анализом характера помещика Собакевича

Лента новостей »
Где родился А.С.Пушкин?
В Михайловском
В Москве
В Петербурге
Архив опросов

 

 
 

190031, Санкт-Петербург, Московский пр. 2/6, т./ф.  +7 (812) 953-44-68   e-mail: info@line-for-line.ru

Разработка и дизайн: